Андрей Владимирович Бажажин Психолог, Консультант

Алкогольная зависимость. Как помочь?

Мой блог / Просмотр публикации
От автора: Минутка умеренного пессимизма.



Помощь предполагает, что человек и сам будет прикладывать некие усилия. А для этого необходимо понимание серьёзности происходящего.

Но зачастую, единственное, что беспокоит алкоголика -- это недовольство окружающих. По сути, лично для себя он вреда в злоупотреблении алкоголем не видит, и злоупотребление таковым не считает. А тут ещё собутыльники, которые своим примером как бы демонстрируют, подчёркивают безопасность занятия. 

Совместное употребление алкоголя служит если не объединяющим фактором, то, по крайней мере, свидетельствует в глазах употребляющих о неком эмоциональном присоединении, а это приятно.

Бывает так, что первым собутыльником становится отец. И здесь возникают дополнительные довольно-таки серьёзные, хотя и преодолимые сложности: фигура отца -- это эталон, который в данном случае включает в себя алкогольную зависимость, как качество, определяющее мужественность.

Плюс к тому, сам алкоголь вызывает состояние эйфории -- сначала -- и просто доводит человека до нормы -- потом, когда стаж уже значителен.

Употребление спиртного наедине, в тайне от недовольных окружающих, тоже содержит приятный момент: это маленький секрет, это кусочек личной территории, это свобода.

В рамках данной системы ценностей за спиртное голосов много, а против всего один.

Но даже если бы было иначе, резко бросать или снижать дозу представляет опасность для здоровья -- если не жизни -- едва ли не большую, чем продолжать утешаться общением с Зелёным Змием. То есть тому, кто захотел помочь, нужно, так сказать, набраться терпения, выкинув из головы мысли о необоснованности поведения алкоголика, которые будут мешать действовать последовательно и вселять ощущение безнадёжности.

Кстати, в рамках мировоззрения алкоголика его поведение отлично обосновано. И он, скорее всего, не считает себя нуждающимся в помощи, если только это не помощь в пополнении запасов "горючего". Алкоголик, со своей точки зрения, отлично контролирует ситуацию. В качестве подтверждения могут использоваться факты, на первый взгляд, не могущие таковым служить. То есть оборона глухая. Поэтому всякого рода трагические восклицания воспринимаются, как неадекватные, а человек, производящий их, неуклонно теряет авторитет тем больше, чем настойчивее и эмоциональнее себя ведёт.

Единственное, на что, как мне кажется, тут можно опереться, это на естественное стремление человека к свободе. Но алкоголик как раз видит свободу в том, чтобы пить, когда и сколько хочет. И это очень непростая задача, показать ему другую свободу! Особенно, если он не особо хочет на неё смотреть. То есть хорошо бы, так сказать, в красках представить преимущества этой свободы.

Думаю, хорошо сработает выявление симптомов, связанных с употреблением спиртного в сочетании с негативным прогнозом. Ещё раз повторюсь, что здесь следует быть сдержанным, иначе это будет расценено, как истерика.

Если имеет место частичная потеря работоспособности, связанная с похмельным синдромом, это тоже можно взять, как аргумент если не для полного прекращения употребления, то хотя бы для снижения дозы. 

Систематическое употребление алкоголя негативно сказывается на репродуктивной функции. Здесь при разговоре необходим большой такт. Тема чувствительная. Особенно, так называемый, сильный пол может болезненно отреагировать даже на не относящееся впрямую к нему упоминание.

В целом, если человек сам не заинтересован в изменении ситуации, то воздействием извне сдвинуть его довольно сложно. Зачастую если и бывают результаты, то поверхностные. Решения, принятые под давлением, не пропущенные, так сказать. через себя, претворяются в жизнь, спустя рукава потому, что не подкреплены глубокими эмоциями. По-моему Марк Твен писал:

Нет ничего проще, чем бросить курить. Я делал это сотни раз.

А эмоции, в свою очередь, основываются на осознании необходимости, от которой люди любят бегать. И, если не выходит совершить побег в действительности, они пытаются сбежать хотя бы у себя в сознании.

Впрочем, в неизлечимость алкоголизма я не верю...

Теги: Алкоголизм, зависимость, психоактивные вещества, созависимость, вредные привычки
Комментарии
Инженер Вошкин
Очень добрая статья. Спасибо за желание разобраться в этом!!
Но когда начинаешь вчитываться детально, возникает ряд вопросов.
Андрей Владимирович Бажажин писал(а):
Помощь предполагает, что человек и сам будет прикладывать некие усилия. А для этого необходимо понимание серьёзности происходящего.
Вне всякого сомнения. Но человек должен видеть смысл. А если предлагается всё тот же жизненный ассортимент проблем, но только без водки, то смысла нет.
Потому следующий тезис неисполним:
Андрей Владимирович Бажажин писал(а):
То есть хорошо бы, так сказать, в красках представить преимущества этой свободы.
В теории это звучит отлично и если бы практика подтверждала это, вопросов бы ни у кого не возникало.
Андрей Владимирович Бажажин писал(а):
единственное, что беспокоит алкоголика -- это недовольство окружающих. По сути, лично для себя он вреда в злоупотреблении алкоголем не видит
Вывод неверный. Или уж слишком обобщённый из серии: "средняя температура по больнице". Алкоголики такие же люди, как и все вы. Почему Вы считаете, что мы настолько примитивны, что не видим вреда в злоупотреблении алкоголем? Кроме прочего, есть вещи для беспокойства поважнее, чем недовольство окружающих.
Андрей Владимирович Бажажин писал(а):
Думаю, хорошо сработает выявление симптомов, связанных с употреблением спиртного в сочетании с негативным прогнозом.
Этот тезис вновь нас отбрасывает в сторону убеждения, что пьющий человек является законченным дебилом и уж никак сам не осознаёт причинно-следственную связь.
Андрей Владимирович Бажажин писал(а):
приятный момент: это маленький секрет, это кусочек личной территории, это свобода.
Абсолютно согласна, прямо в точку. Да, и вот ради этого кусочка личной территории все и происходит.
Андрей Владимирович Бажажин писал(а):
И, если не выходит совершить побег в действительности, они пытаются сбежать хотя бы у себя в сознании.
Да, спасибо, это абсолютная истина.
Андрей Владимирович Бажажин писал(а):
Впрочем, в неизлечимость алкоголизма я не верю...

Я тоже)) Но надо понимать, как и зачем человек пришел в такую жизненную позицию. Если убрать причину, то все очень быстро может нормализоваться. В таком случае, выход находится там же, где и вход.
Либо человек должен найти причину для выхода. Но она должна быть очень весомой. В этом случае первопричина сохранится, но она уже не будет иметь такого веса и её влияние нивелируется и достаточно быстро сойдёт "на нет". Happy End.
№1 | 28 июня 2018
Андрей Владимирович Бажажин
Митрическая Фанова,

Во-первых, я не просто так написал

Андрей Владимирович Бажажин писал(а):
Минутка умеренного пессимизма.

потому и кое-что в самом деле кажется невыполнимым или почти невыполнимым. На самом деле, я уверен, что со стороны можно сделать крайне мало, иначе бы делали. Пока же результаты скромны, и лучше не начинать пить, чем потом пытаться бросить.

№1 | u327803 | Митрическая Фанова писал(а):
Почему Вы считаете, что мы настолько примитивны, что не видим вреда в злоупотреблении алкоголем?

Я где-то написал, что алкоголики примитивны? Вообще, я стараюсь не выносить оценок людям. Это бестолковое занятие в виду чрезвычайной сложности.

Хорошо, можно изменить формулировку "единственное" на "больше всего".

№1 | u327803 | Митрическая Фанова писал(а):
Этот тезис вновь нас отбрасывает в сторону убеждения, что пьющий человек является законченным дебилом и уж никак сам не осознаёт причинно-следственную связь.

Это рассудочное осознание. Оно неглубокое. В противном случае, его было бы достаточно для решения задачи.

Вы приписываете окружающим такое отношение к Вам, которое, как минимум, есть не у всех. То есть упрекая меня в вычислении, так сказать, средней температуры по больнице, Вы сами занимаетесь тем же.

№1 | u327803 | Митрическая Фанова писал(а):
Я тоже)) Но надо понимать, как и зачем человек пришел в такую жизненную позицию. Если убрать причину, то все очень быстро может нормализоваться. В таком случае, выход находится там же, где и вход.
Либо человек должен найти причину для выхода. Но она должна быть очень весомой. В этом случае первопричина сохранится, но она уже не будет иметь такого веса и её влияние нивелируется и достаточно быстро сойдёт "на нет". Happy End.

Да. До чего же редко он происходит...
№1 | 28 июня 2018
Инженер Вошкин
№2 | u78011 | Андрей Владимирович Бажажин писал(а):
Я где-то написал, что алкоголики примитивны?
Нет, конкретно этой фразы Вы не писали. Между тем само предложение построено с точки зрения констатации факта. Вот оно целиком:
Андрей Владимирович Бажажин писал(а):
По сути, лично для себя он вреда в злоупотреблении алкоголем не видит, и злоупотребление таковым не считает.
Повторюсь, алкоголики не настолько примитивны, чтобы не видеть вреда в злоупотреблении. Да, оценок Вы избегаете, спасибо, но сами формулировки, порой, таковы, что они вполне себе замещают эти самые невысказанные оценки.
№2 | u78011 | Андрей Владимирович Бажажин писал(а):
Это рассудочное осознание. Оно неглубокое. В противном случае, его было бы достаточно для решения задачи.
Здесь отдельное спасибо за акцент на том, что мое осознание неглубокое. Между тем, сущетствует большая разница между осознанием причинно-следственной связи и действием, которое за этим самым осознанием может последовать, а может и не последовать.
Можно еще долго цепляться друг к другу, но считаю это неконструктивным времяпрепровождением. И еще одно. Ваша статья была намного добрее, чем Ваши комментарии. Сей факт печален.
№1 | 28 июня 2018
Бирзгал Ирина Рашитовна
Андрей Владимирович Бажажин писал(а):
Впрочем, в неизлечимость алкоголизма я не верю...
Золотые слова. Главное желание, проверено жизнью и профессиональной практикой))! Спасибо за статью.
№1 | 28 июня 2018
Крыжка Роман Викторович
Статья очень полезная, но факт остаётся фактом - пока человек, страдающий алкоголизмом, не захочет расстаться с рюмкой, то все старания бесполезны. Хотя помочь найти смысл бросить пить это под силу и родным и психологу.
№1 | 28 июня 2018
Оксана Суржина
Спасибо за статью. Одного желания бросить пить не достаточно. Механизм возникновения зависимости сложен. У алкоголиков трудности с выражением агрессии в трезвом виде, трудности в общении. Сложно все это. Пессимизм Ваш абсолютно понятен.
№1 | 28 июня 2018
Андрей Владимирович Бажажин
№4 | u327803 | Митрическая Фанова писал(а):
Повторюсь, алкоголики не настолько примитивны, чтобы не видеть вреда в злоупотреблении.

Вы бы всё-таки за всех-то не писали! Ну, Вы, допустим, видите, а кто-то -- нет. И потом, если видит, но ничего не делает, значит, не совсем и не всё видит.

№4 | u327803 | Митрическая Фанова писал(а):
Да, оценок Вы избегаете, спасибо, но сами формулировки, порой, таковы, что они вполне себе замещают эти самые невысказанные оценки.

Это не формулировки замещают, а Вы ими замещаете.

№4 | u327803 | Митрическая Фанова писал(а):
Здесь отдельное спасибо за акцент на том, что мое осознание неглубокое.

Мы не обсуждали Вас и Ваше осознание.

№4 | u327803 | Митрическая Фанова писал(а):
И еще одно. Ваша статья была намного добрее, чем Ваши комментарии. Сей факт печален.

Не нужно думать, что я зол потому, что я с Вами не согласен. Согласие и принятие -- это совершенно разные вещи.
№1 | 28 июня 2018
Андрей Владимирович Бажажин
№7 | u29417 | Оксана Суржина писал(а):
Одного желания бросить пить не достаточно.

Да, желание нужно глубокое. Настолько, чтобы работать с этим:

№7 | u29417 | Оксана Суржина писал(а):
У алкоголиков трудности с выражением агрессии в трезвом виде, трудности в общении.
№1 | 28 июня 2018
id43973
Отец никогда не бросит. Мать лишила его дееспособности и заодно полностью всех денег. Но ему каждый раз наливают собутыльники. Алкоголик выход всегда найдет, чтобы напиться.
№1 | 28 июня 2018
Андрей Владимирович Бажажин
№10 | u43973 | Цветочек88 писал(а):
Отец никогда не бросит. Мать лишила его дееспособности и заодно полностью всех денег. Но ему каждый раз наливают собутыльники. Алкоголик выход всегда найдет, чтобы напиться.

А я всё-таки буду надеяться...
№1 | 28 июня 2018
[ Читать все комментарии (15) ]    [ добавить комментарий ]