Откуда берутся спасателиМой блог / Просмотр публикации
От автора: Эта статья написана, что называется, по заявке, как ответ на вопрос.
На первый взгляд, всё здорово. Человек жертвует своими ресурсами, практически, бескорыстно для блага окружающих. Однако, эта жертвенность носит навязчивый характер. И дело не только в том, что спасение порой производится, когда никто и не думал звать на помощь, но и, главным образом, в том, что спасатель не может им не заниматься. Его жизнь сразу становится бессмысленной. Смысл жизни этого человека вынесен вовне. Он стал жалким придатком своей деятельности, более того, он стал жалким придатком её результата. Важен не столько даже процесс спасения, сколько последующее признание заслуг. Можно, конечно, убедить себя в уникальной ценности собственных действий, но признание извне как бы входит с этим убеждением в резонанс, сильно увеличивая интенсивность приятных переживаний. А как же пресловутый Треугольник Карпмана, закон, по которому спасатель после становится жертвой? Становится. Но способность человека переносить фокус внимания, способность переосмысливать происходящее, -- в сущности, хорошая штука -- делает своё дело, в данном случае, принося вред. И вот, плохие последствия, нежелательные результаты собственных действий, уже кажутся спасателю не такими уж и страшными, не столь страшными, как собственная никчёмность, в которой он убеждён, и от которой он старается спастись, спасая других, которая существует в его сознании и сознании тех, кто ему сообщил такую установку. На мой взгляд, особенно трагичны попытки человека приобрести то, что и так есть у каждого, право на принятие и, в конечном итоге, на место под солнцем, на жизнь. Установка же на собственную незначительность, никчёмность, даётся в детстве. Как -- нужно каждый раз разбираться заново. Естественно, она редко даётся прямым текстом. Более того, она может выражаться и не словами. Думается, что в последнем случае её труднее устранить потому, что носителем она не осознаётся или осознаётся плохо, представляя, так сказать, диверсионную группу в тылу его армии, обладая влиянием на его поведение в то время, как носитель повлиять на неё почти не может. Теги: Треугольник Карпмана, спасатель, жертва, тиран
|
Вот, не совсем мне понятно, почему во всех темах про спасательство (не только в вашей) разбирается только одна сторона континуума, а именно плохая, для всех вредная, вторично-выгодная сторона? И никогда не разбирается противоположная - хотя бы для контраста?
Я Вас понимаю. Было желание разобрать. Но эта сторона не создаёт проблем. Боюсь, что будет неинтересно. Всё-таки сюда приходят люди как раз, чтобы их решать. Впрочем, я вкратце о ней упомянул:
На первый взгляд, всё здорово. Человек жертвует своими ресурсами, практически, бескорыстно для блага окружающих.
так ведь и на второй, и на третий взгляд все здорово. Не зря же именно в волонтерской деятельности психологи предлагают искать новый смысл жизни, в случае утраты остальных смыслов. Хотя... последнее тоже звучит довольно цинично)).
К сожалению, не здорово потому, что "спасатель" выносит смысл жизни вовне. Сам по себе, без своего занятия он -- ничто. Дело становится важнее его самого.
Что касается волонтёрства, как способа обретения смысла жизни, то я никогда его не рекомендовал, он не лучше иных подобных. Смысл жизни человека вижу в радости. Причём, необходимо учиться радоваться всему. В противном случае одна какая-то радость станет обладать человеком. А это жалкое зрелище.
Интересно, если бы не спасательство, то вообще волонтерство, благотворительность и тому подобные виды деятельности существовали бы?
Разумеется.
Добавить комментарий »