Андрей Владимирович Бажажин Психолог, Консультант

Зачем мы злимся

Мой блог / Просмотр публикации
От автора: Благодарю коллегу Любовь Юрьевну Евдокимову за то, что натолкнула на размышления.

Положение, когда что-то или кто-то нас "достал", в жизни не редкость. Разозлиться можно на что угодно. Собрались пройтись, но, как всегда, не вовремя пошёл дождь. Неуклюжий прохожий наступил на ногу. "Подрезали" при обгоне. Приходится тратить время в очереди, а "как-нибудь договориться" не получается.

И когда задаёшь вопрос, а почему, собственно, злит, например, мама, звонящая каждый вечер и "капющая на мозги", то встречаешь, порой, наверное, тот же самый, а может, и более сильный гнев, чем тот, который предназначен маме. Ведь это же само собой разумеется! "Довели" человека, вот он и злится. Чего дурацкие вопросы задавать!

Не спорю, "выпустить пар" -- полезно. Но, думаю, найдутся те, кто согласится, что лучше бы этот самый пар и вовсе не накапливался и не образовывался.

Между тем, предложение взглянуть на ситуацию глазами "причины гнева", то есть человека, воле-неволей спровоцировавшего нашу реакцию, вызывает лёгкое удивление и неприятие. Мол, чего тут думать! И так всё ясно: прохожий, разява, не смотрел под ноги, "подрезавший" водитель -- "отморозок", чиновник, не пожелавший "договариваться" -- дурак и трус и не понимает своего счастья, а мама "всю жизнь была такой, её так воспитали". Отношение к разного рода неодушевлённым причинам объясняется "законом подлости" или чем-то подобным.

Эти объяснения -- поверхностны. А иногда и просто не соответствуют действительности. Ведь никакого закона подлости нет, а чиновник и водитель при более близком общении оказались бы вполне вменяемыми, а может, даже и хорошими людьми. Даже мама оказывается вполне симпатичным человеком, если успокоиться и немного подумать.

Ну ладно. Как-то там всё, происходящее в мире, в конце концов объясняется. Но, может быть, наша злость полезна в преодолении трудностей? Ведь есть даже такое мнение, если не получается что-то, нужно разозолиться. А уж в случае посягательства на наши права и свободы, гневу точно нужно, кажется, дать "зелёную улицу". Что же, не будем спорить, это метод! Он стар, и возник ещё до появления человека. Гнев, и правда, придаёт силы. У Валентина Пикуля, например, в его романе "Битва железных канцлеров" стихией главного героя Отто фон Бисмарка был гнев. Когда ему задали вопрос, как он провёл ночь, он ответил, что прекрасно. "Почти не спал. До утра ненавидел."

И всё это хорошо, однако способ решения проблем, когда гнев выступает неким допингом, энергетическим напитком, чрезвычайно затратен, а область его применения узка. Конечно, от прохожего и водителя можно потребовать сатисфакции, и, если повезёт, "улечься в тенёчке, удовлетворённо порыкивая", а если не повезёт... Впрочем, оставим это! Уже с чиновником вероятность благоприятного нам исхода, на мой скромный взгляд, меньше половины. А с мамой этот вариант и вовсе не подходит. Нет, мы, конечно, добьёмся, что "на мозги капать перестанут", но побочные эффекты нас вряд ли порадуют. И наверняка многие помнят, что после "отреагированного" гнева, когда возбуждение спадает, чувствуется усталость. Думаю, если сделать этот подход к решению задач основным, то надолго нас не хватит.

Но тут возникнет вопрос: при чём здесь основным или не основным? Ведь рекция гнева, де, эволюционно обусловленна, естественна. Доводилось так же слышать и читать, что существует некий круг ситуаций, когда её, просто-таки, не может не быть. То есть, единственное, что нам остаётся, это задавить её, а потом попытаться выплеснуть в безопасной для нас и окружающих форме. Думаю, тут многие вспомнят этот милый обычай, принятый в ряде японских контор, когда в здании имеется комната с чучелом начальника, которое позволяется бить. Или вот ещё: поехать на машине в близлежащий лесок, закрыть все форточки, и проораться в голос, благо, никто не слышит.

Однако, реакция человека на ту или иную ситуацию зависит от восприятия оной. И человек тому или иному восприятию способен научиться. Естественно, можно предположить, что с возрастом способность к обучению несколько снижается, но не пропадает. Учиться можно по-разному. Я не ставлю здесь задачу рассмотрения методов обучения. Но, так или иначе, не гневаться можно. Не подавлять гнев, а именно совсем в конкретной ситуации его не испытывать.

Также нужно рассмотреть вопрос, а не отказываемся ли мы отчего-то по-настоящему незаменимого? Нет, не отказываемся. Когда возможности психики человека были скромнее, он не умел осознавать задачи на столь высоком уровне. Его реакция на жизненную ситуацию была быстрой и во многом предсказуемой. Но в процессе эволюции появилась возможность более тонкой классификации ситуаций. Человек получил возможность анализировать действительность и осознанно вырабатывать те или иные способы реакции. И эти новые способы зачастую оказываются эффективнее. Есть мнение, что даже в драке, где существует опасность для жизни, гнев не лучший помощник.

И всё-таки, почему мы гневаемся? Дело в том, что гнев -- всегда неприятие реальности. В его основе -- всегда требование к ней соответствовать неким стандартам. Осознанно или нет, но оно существует.

Стоит ли писать о бесполезности этого требования! За ним, в свою очередь, стоит убеждённость в том, что есть некая истина (есть, кто бы спорил!), некий стандарт, и он обязателен для применения всеми и немедленно. И тот, кто не хочет подчиниться, должен быть приведён к покорности или сметён... Но это уже тема для другой статьи.

Теги: Гнев, злость, агрессия, осознание, реакция, научение, анализ, конфликт
Комментарии
Елена Чехонина
Андрей Владимирович Бажажин писал(а):
Естественно, можно предположить, что с возрастом способность к обучению несколько снижается, но не пропадает.
У кого как, в нормальном развитии полагаю с возрастом способность к обучению значительно увеличивается. Во взрослом возрасте учиться намного проще и понимание идет быстрее, а навык механический возможно будет развиваться более медленно в начале, но потом догонит и обгонит. Я учусь академическому вокалу (мне 46лет), общаюсь с молодыми девушками и юношами, которые так же учатся. Редко они понимают почему педагог просит выполнить их какое-то задание. Они просто считают это - домашним заданием, а к чему оно ведет - не задумываются.
Андрей Владимирович Бажажин писал(а):
Дело в том, что гнев -- всегда неприятие реальности.
Да не принимают реальность, не знают как ее принять!Спасибо за статью.
№1 | 23 мая 2016
Андрей Владимирович Бажажин
№1 | u18783 | Елена Чехонина писал(а):
У кого как, в нормальном развитии полагаю с возрастом способность к обучению значительно увеличивается.
Доводилось слышать, что пик обучаемости -- до двадцати лет. Но с мотивацией в этом возрасте известные трудности. Это да!
№1 | u18783 | Елена Чехонина писал(а):
Во взрослом возрасте учиться намного проще и понимание идет быстрее, а навык механический возможно будет развиваться более медленно в начале, но потом догонит и обгонит.
Может, дело в том, что Вы понимаете, для чего оно Вам? Это могучий ресурс!
№1 | u18783 | Елена Чехонина писал(а):
не знают как ее принять!
В этом-то и трагедия!
№1 | u18783 | Елена Чехонина писал(а):
Спасибо за статью.
Пожалуйста! Спасибо за отзыв!
№2 | 23 мая 2016
Светлана Метальникова
Андрей Владимирович Бажажин писал(а):
Но, так или иначе, не гневаться можно. Не подавлять гнев, а именно совсем в конкретной ситуации его не испытывать.
А как? Ведь гнев - это очень сильная злость, агрессия, одна из базовых эмоций, возникающая до осознания ситуации?
№3 | 23 мая 2016
Андрей Владимирович Бажажин
№3 | u70215 | Светлана Метальникова писал(а):
А как? Ведь гнев - это очень сильная злость, агрессия, одна из базовых эмоций, возникающая до осознания ситуации?
Но первичная обработка уже была проведена. И ситуация уже классифицирована. Дальше работает некий шаблон. Его Вы можете менять.
№4 | 23 мая 2016
Татьяна Лявенко
№2 | u78011 | Андрей Владимирович Бажажин писал(а):
Доводилось слышать, что пик обучаемости -- до двадцати лет.
человек активно может развиваться до 49 летдалее темп заметно снижается
№5 | 24 мая 2016
Татьяна Лявенко
возможно вам будет интересно про гневhttps://www.b17.ru/article/rage_and_anger_-_the_fiery_brother_and_t/
№6 | 24 мая 2016
Татьяна Лявенко
Благодарю за статью!
№7 | 24 мая 2016
Андрей Владимирович Бажажин
№7 | u154384 | Лявенко Татьяна Александровна писал(а):
Благодарю за статью!
И я благодарю Вас за отзыв.
№5 | u154384 | Лявенко Татьяна Александровна писал(а):
человек активно может развиваться до 49 летдалее темп заметно снижается
Я совсем не против. Я писал именно про пик обучаемости. Не думаю, что мы противоречим друг другу.
№6 | u154384 | Лявенко Татьяна Александровна писал(а):
возможно вам будет интересно про гнев
Спасибо! Прочёл У нас с Вами довольно разное мировоззрение. Впрочем, по работе и мне, и Вам, приходится говорить с клиентами на их языке. Так что было полезно. Более того, я и ещё загляну на страничку с этой статьёй несколько позже.
№8 | 24 мая 2016
Татьяна Лявенко
№8 | u78011 | Андрей Владимирович Бажажин писал(а):
Не думаю, что мы противоречим друг другу.
и я так не думаюлишь дополнила вашу мысль
№9 | 24 мая 2016
Андрей Владимирович Бажажин
№9 | u154384 | Лявенко Татьяна Александровна писал(а):
и я так не думаюлишь дополнила вашу мысль
Спасибо за конструктив!
№10 | 24 мая 2016
[ Читать все комментарии (20) ]    [ добавить комментарий ]