Андрей Владимирович Бажажин Психолог, Консультант

Детство и взрослость

Мой блог / Просмотр публикации

Вроде бы все сходятся на том, что со взрослостью приходит «ответственность». Вот только что она такое? «Ну, это когда человек отвечает за свои действия.» А это как? Украл, сел — повзрослел, а не поймали, не посадили — ребёнком остался? Видел случай (и он — не единственный): тридцати ещё нет человеку, а он уже в четвёртый раз в тюрьму заехать готовится, «к ответственности привлекается», и опять за кражу. Получается, какая-то не та это «ответственность», не добавляющая взрослости или не всегда добавляющая. «Ответственность» сама по себе, а взрослость сама по себе.

Ещё любят говорить про «надо», «должен», про обязанности, мол взрослый понимает, что «есть такое слово «надо»». Ну, об этом слове все знают, а что оно обозначает? «Вот я обязан на работу ходить.» А зачем туда ходить? «Чтобы с голоду не умереть, чтобы коммуналку платить, тряпки покупать, машину заправить.» А если всё это и так есть, то уже не обязан? Это необходимость. Причём тут обязанности? «А это не одно и то же?» Вот с этой позиции, как мне кажется, хорошо можно рассмотреть разницу между детством и взрослостью, между мировиденьем взрослого и ребёнка. Вопрос, к стати, симптоматичный.

Речь, являясь результатом развития, сама стимулирует развитие человека. Овладев ей в достаточной мере, ребёнок значительно расширяет свои возможности в познании окружающего, в том числе задавая вопросы: «зачем» и «почему» и получая в ответ представление о причинно-следственных связях в окружающем. То, что раньше было «надо», становится необходимым или вовсе отвергается.

Но антропогенный мир сложен, и с некоторыми «надо» получается расстаться уже после того, как они теряют свою актуальность. Примером может служить обязанность посещать занятия в общеобразовательной школе, когда понимание, зачем всё это учить, приходит уже после того, как выучил, сдал и, может быть, даже благополучно забыл. Может, правда, и не прийти, но это отдельная тема.

Познание на словах — это хорошо, однако не может вполне заменить опыта. Говорят, конечно, что это «дураки учатся на своих ошибках, а умные — на чужих», только вот я за всю жизнь ни одного «умного» не встречал, в том числе и в зеркале. Может, кому-то больше повезло...  Взрослеющему необходимо пробовать, при этом к последствиям своих «проб и ошибок» он ещё не готов. Нужны некие «тепличные» условия. Эту задачу решает неотъемлемый атрибут детства, игра. То есть, играя, ребёнок занимается, по существу, серьёзным делом. В противном случае пробовать придётся в ситуациях, когда последствия могут быть фатальными.

Итак, в детстве человек познаёт окружающее на личном опыте и опыте других людей, в частности, воспитателей, учась ответственности, которая есть понимание и принятие причинно-следственной связи между своими действиями и их последствиями, таким образом взрослея. Взрослый понимает и принимает последствия своих действий, а ребёнок или понять не может, или принять, или и то и другое вместе. У взрослого обязанностей нет: он или знает, зачем он делает что-либо, или не делает вообще. Вот, собственно, и всё отличие.

Теги: Детство, взрослость, взросление, осознанность, причины, следствия
Комментарии
Наталья Ахмедова
Здравствуйте, согласна с вами полностью " взрослый и понимает и принимает последствия своих действий, а ребёнок и понять не может или принять". Благодарю вас за прекрасную статью и подробный разбор этой не простой темы.
№1 | 27 мая 2022
id799739
Почитала. Спасибо). Есть над чем подумать.
Андрей Владимирович Бажажин писал(а):
Взрослый понимает и принимает последствия своих действий,
Немного таких людей встречала.
№1 | 27 мая 2022
[ добавить комментарий ]